Книга странствий

Камбоджа

Ангкор-Ват
Храм Байон
Та Пром

В пойме реки Меконг в Камбодже расположены одни из самых великолепных храмовых ансамблей в мире - наследие блистательной кхмерской цивилизации, процветавшей на полуострове Индостан в IX-XIII веках. Более миллиона жителей населяло столицу кхмерской империи того времени Ангкор, включавший в себя несколько десятков храмов. То был крупнейший город на планете!

"Восьмым чудом света" называют сегодня самый прославленный памятник средневекового кхмерского искусства - индуистский храмовый ансамбль Ангкор-Ват (1113-1152), посвящённый богу Вишну. Построенный при могущественном правителе страны Сурьявармане II, он был задуман как центр государства и символический центр мироздания. "Каждый угол, каждая линия, каждая статуя таят в себе символ. Это неторопливый и великолепный рассказ-миф, запечатленный в камне", - писал в своё время французский журналист Жан Лорен, потрясённый величием и красотой Ангкор-Вата, богатством и содержательностью каменной резьбы, украшающей его галереи. - "Это архитектурное credo, ибо каждая ступень лестницы, каждое скульптурное изображение имеет мистический смысл"…

После смерти Сурьявармана II, приблизительно в 1150 году, соседи кхмеров, чамы, воспользовавшись ослаблением империи, погрязшей в дворцовых переворотах и борьбе за власть, вторглись в Ангкор и в 1177 году сожгли город… Восстановлением своего могущества кхмерское государство обязано Джаяварману VII, ставшему в 1181 году царём Ангкора. Именно ему мы обязаны появлением на свет великолепных городов-храмов Та Пром (Та Прохм) и Ангкор-Том (Ангкор-Тхом) вместе с гигантским храмовым комплексом Байон. Будучи последними из великих кхмерских памятников, построенных из камня, они были возведены в честь победы кхмерского народа над чамами.

Байон - "храм-гора", построенный в виде ступенчатой пирамиды. На каждой из 54 башен храма высечены гигантские лики - изображения, в которых слиты воедино черты божества и обожествлённого царя. Поднявшись к верхней части храма, застываешь, потрясённый открывшимся взору неповторимым зрелищем: лики эти, изливающие своё царское благословение на все четыре стороны света, окружают вас со всех сторон. Они видны повсюду на разной высоте и как бы отражаются один в другом. На устах многих из них - тихая, умиротворённая улыбка… Что означают эти улыбающиеся, с опущенными веками лики? Закрытые глаза могут выражать "погруженность в себя", поиск во внутренних глубинах трансцендентальной отрешённости и покоя; а мягкая улыбка, тоже идущая из внутренних глубин, выражает идею милосердия, слияния со всем живым на земле.

Мы знаем, что Джаяварман VII, будучи буддистом, так глубоко проникся идеей милосердия, что в надписях на стелах, установленных вблизи странноприимных домов, повелел высечь такие слова: "Он страдает от болезней своих подданных больше, чем от собственных болезней: ибо печали народа, а не собственные печали угнетают дух царя". Смеженные веки кхмерских ликов, их улыбки, чуть тронувшие чуткие губы, приобщают нас к внутреннему миру непреходящего покоя и нежного сострадания ко всему живому. Буддийское милосердие Джаявармана VII выражалось и в практических делах: он строил больницы, создал на дорогах страны странноприимные дома ("дома с очагом"), число которых через десять лет после приходя его к власти достигло 121.

Сами стены храма Байон - своеобразное свидетельство того внимания, которое Джаяварман VII уделял своему народу. По его повелению на наружных стенах Байона в конце XII века была высечена своеобразная летопись жизни империи, "повесть в камне", посвящённая жизни простых людей, своим трудом способствовавших величию Кхмерского государства. О быте народа здесь можно узнать всё! Храм Байон не был завершён, закончить его строительство помешали частые набеги воинственных племён тай. Опустошённый и разрушенный ими город на 600 долгих лет был отдан во власть джунглей… И только во второй половине XIX столетия французский естествоиспытатель Анри Муа обнаружил среди тропического леса заброшенные храмы, многие из которых и до сих пор находятся в крепких объятиях могучих корней огромных фиговых деревьев. Надо ли говорить, насколько европейский учёный был потрясён размерами и невиданной красотой архитектурных памятников, богатством и сложностью их орнаментальных украшений.

"Грандиозной усыпальницей всей кхмерской культуры" называют сегодня дворцы и храмы Ангкора. Разрушены и сожжены многочисленные постройки, возведённые в своё время с великим трудом на отвоёванных у джунглей пространствах. Всё, что осталось сегодня от былого величия кхмерской империи - молчаливые руины, чудесные и загадочные лики на башнях. Но даже они поражают наше воображение, напоминая о блистательном прошлом прекраснейшего из городов мира…

Hosted by uCoz